Перевести страницу

Консультации для родителей

Подписаться на RSS

Популярные теги Все теги

«Простые опыты с водой для дошкольников»

  Опыт – это наблюдение за явлениями природы, которое производится в специально организованных условиях. Дети способны познать не только внешнюю сторону физических явлений, но и несложные связи, отношения между ними и закономерности, такие, как различные состояния веществ, переход веществ из одного состояния в другое, свойства воздуха, способность песка пропускать через себя воду.

Благодаря опытам у детей развивается способность сравнивать, делать выводы, высказывать суждения.

   Опыты строятся на основе имеющихся у детей представлений. В постановке и проведении опытов дети должны быть активными участниками. При обсуждении результатов опытов необходимо подводить детей к самостоятельным выводам и суждениям.

Опыты используются для ознакомления детей со свойствами песка, глины, воды.

Предлагаем Вашему вниманию некоторые опыты, которые Вы можете провести со своими детьми дома.


  Проводя эти опыты, Вы познакомите детей с некоторыми свойствами воды. Обратите их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного. Знание свойств воды поможет детям понять особенности водных организмов, их приспособленность к водной среде обитания.


Материалы и оборудование: стаканчики с водой, стаканчик с молоком, палочки или чайные ложки, соломинки для коктейля, песок, сахарный песок, кусочки льда, комочки снега, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, акварельные краски.


1. Вода прозрачная.

Перед детьми стоят два стаканчика: один с водой, другой с молоком. В оба стаканчика положить палочки или ложечки. В каком из стаканчиков они видны, а в каком нет? Почему? (Перед нами молоко и вода, в стаканчике с водой мы видим палочку, а в стаканчике с молоком – нет). Вывод: вода прозрачная, а молоко нет. Предложить детям подумать, что было бы, если бы речная вода была непрозрачной? Например, в сказках говорится о молочных реках с кисельными берегами. Могли бы рыбы, и другие животные жить в таких молочных реках?


2. У воды нет вкуса.

Предложить детям попробовать через соломинку воду. Есть ли у неё вкус? Дать им для сравнения попробовать молоко или сок. Если они не убедились, пусть ещё раз попробуют воду. (Дети часто слышат от взрослых, что вода очень вкусная. У них формируется неверное представление. Объяснить, что когда человек очень хочет пить, то с удовольствием пьёт воду, и, чтобы выразить своё удовольствие, говорит: «Какая вкусная вода», хотя на самом деле её вкуса не чувствует.)


3. У воды нет запаха.

Предложить детям понюхать воду и сказать, чем она пахнет или совсем не пахнет. Пусть нюхают ещё и ещё, пока не убедятся, что запаха нет. Можно для сравнения предложить понюхать воду в которую добавили ароматические вещества (духи, соль для ванн).

Однако можно подчеркнуть, что вода из водопроводного крана может иметь запах, так как её очищают специальными веществами, чтобы она была безопасной для нашего здоровья.


4. Лёд – твёрдая вода.

Взять кубики льда. Поместить их в отдельные стаканчики, чтобы каждый ребёнок наблюдал за своим кусочком льда. Дети должны следить за состоянием кубиков льда в тёплом помещении. Обратить их внимание на то, как постепенно уменьшается кубик льда. Что с ним происходит?

Взять один большой кубик льда и несколько маленьких. Понаблюдать, какой из них растает быстрее: большой или маленький. Важно, чтобы дети обратили внимание на то, что отличающиеся по величине куски льда растают в разные промежутки времени. Таким же образом проследить за таянием снега. Вывод: лёд, снег – это тоже вода.


5. Пар – это тоже вода.

Взять термос с кипятком. Открыть его, чтобы дети увидели пар. Поместить над паром стекло или зеркальце. На нём выступят капельки воды, показать их детям.


6. Вода жидкая, может течь.

Дать детям два стаканчика – один с водой, другой – пустой. Предложить аккуратно перелить воду из одного в другой. Льётся вода? Почему? (Потому, что она жидкая.) Если бы вода не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.

Для того, чтобы дети лучше поняли, что такое «жидкая», предложить им вспомнить, что кисель бывает жидким и густым. Если кисель течёт, мы можем его перелить из стакана в стакан, и мы говорим, что он… жидкий. Если же мы не можем его перелить из стакана в стакан, потому что он не течёт, а выливается кусками, то мы говорим, что кисель… густой.

Поскольку вода жидкая, может течь, её называют жидкостью.


7. В воде некоторые вещества растворяются, а некоторые – не растворяются.

У каждого ребёнка по два стаканчика с водой. В один из них положить обычный песок и попробовать размешать его ложкой. Что получается? Растворился песок или нет? Взять другой стаканчик и насыпать в него ложечку сахарного песка, размешать его. Что теперь произошло? В каком из стаканчиков песок растворился?

На дне аквариума лежит песок. Растворится он или нет? Что было бы. если бы на дно аквариума положили не обычный песок, а сахарный песок? А если бы на дне реки был сахарный песок? (Он растворился бы в воде, и тогда на дно реки нельзя было бы встать).

Предложить детям размешать акварельную краску в стаканчике с водой. Почему вода стала цветной? (Краска в ней растворилась).


8. Лёд легче воды.

Спросить детей: что будет с кубиком льда, если его поместить в стаканчик с водой? Он утонет, будет плавать, сразу растворится? Выслушать ответы детей, а затем провести опыт: опустить кубик льда в стаканчик с водой. Лёд плавает в воде. Он легче воды, поэтому и не тонет. Оставить лёд в стаканчиках и посмотреть, что с ним произойдёт.

9. Вода бывает теплой, холодной, горячей.

Дать детям стаканчики с водой разной температуры. Дети пальчиком или с помощью термометра определяют, в каком стаканчике вода  холодная, а в каком горячая. Спросите ребёнка, как получить тёплую воду? Проделайте это вместе с ним.

Можно продолжить предыдущий опыт(№8), сравнив температуру воды до того, как в неё положили лёд, и после того, как он растаял. Почему вода стала холоднее?

Подчеркнуть, что в реках, озёрах, морях тоже бывает вода с разной температурой: и тёплая, и холодная. Некоторые рыбы, звери, растения, улитки могут жить только в тёплой воде, другие – только в холодной. Если бы дети были рыбами, какую воду они бы выбрали – тёплую или холодную? Как они думают, где больше разных растений и животных – в тёплых морях или в холодных? Сказать, что в холодных морях, реках живёт меньше разных животных. Но в природе есть такие необычные места, где очень горячая вода выходит из-под земли на поверхность. Это гейзеры. От них, как и от термоса с горячей водой, тоже идёт пар. Может ли кто-нибудь жить в таком горячем «доме»? Жильцов там очень мало, но они есть, например, особенные водоросли.

Важно, чтобы дети поняли, что в водоёмах вола бывает разной температуры, а значит, в них живут разные растения и животные.

10. Вода не имеет формы.

Предложить детям рассмотреть кубик льда (вспомнить, что лёд – это твёрдая вода). Какой формы этот кусочек льда? Изменит ли он свою форму, если опустить его в стакан, в миску, положить на стол или на ладошку? А жидкая вода?

Предложить детям налить воду в кувшин, тарелку, стакан (любые сосуды), на поверхность стола. Что происходит? Вода принимает форму того предмета, в котором находится, а на ровном месте расползается лужицей. Значит, жидкая вода не имеет формы.

Удачи Вам и Вашему малышу!


«Волшебница - вода»

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

   Кто в детстве не верил в чудеса? Чтобы весело и познавательно провести время дома с малышом можно попробовать осуществить различные  опыты. Они безопасны, интересны и познавательны. Эти эксперименты позволят ответить на многие детские «почему» и пробудить интерес к познанию окружающего мира.

    Дошкольное детство — это начальный этап человеческой личности.

Главная цель экологического воспитания - формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое применение знаний о ней. Творчество в экспериментирование обуславливает создание новых проявлений способностей ребёнка. Экспериментальная работа вызывает у ребенка интерес к исследованию природы, развивает мышление, память, воображение, стимулирует познавательную активность и любознательность.
Особое внимание хочется уделить опытам.

Опыт-это наблюдение, которое проводится в специально организованных условиях. Каждый опыт – это возможность раскрыть взаимосвязи и причины наблюдаемых явлений. Позволяют получать новые знания практическим путем, обобщать и систематизировать уже имеющиеся представления.
Не только в детском саду, но и дома необходимо продумать деятельность детей так, чтобы у них всегда была возможность познавать свойства и качества предметов, сравнивать их между собой. 
Китайская пословица гласит:

«Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму».
Уважаемые родители, вашему вниманию предлагаются несколько  интересных и  познавательных  опытов  и  экспериментов  с  водой, которые

можно провести в домашних условиях.

Детям очень нравятся игры с водой.


Что может быть в прозрачной капельке воды?


Что может быть в прозрачной капельке воды?
На первый взгляд, конечно, ничего.
Но капни на стекло, оставь следы,

И в микроскоп ты рассмотри его.
И ты такое сможешь увидать,
О чем ты даже не подозревал.
Секрет свой тайный может передать
Вода тебе. Об этом ты мечтал?
Лишь только любознательным она
Завесу своей тайны приоткроет.
Изведай ты ее, познай сполна.
И водный мир тебя собой накроет!

«Разноцветные формочки»

Начинаем с самого простого. Дети из игры с формочками разного цвета, размера, величины узнают, что вода жидкая, может принимать форму емкостей, в которых находится. В этих формочках есть отверстия, через которые вода льётся  быстро,  потише (формочки для игр с водой).


«Поймай рыбку»

Продолжая знакомить ребёнка со свойствами воды, можно использовать интересную игру «Поймай рыбку».  Ребёнок  при помощи сачков вылавливает не только рыбок, но и лягушек, уточек, черепаху.

Для игры используют рыбок разной величины и окраски (обсуждаем величину улова).

Также ребёнок получает знания об обитателях водоёма.


«Цветные шарики»

Шарики, связанные из полиэтиленовых пакетов разного цвета и размера.

Их можно ловить из воды, как при помощи сачков, так и без них.

У детей развивается мелкая моторика рук, восприятие цвета, формы, величины.

«Выжми мочалку»

Показать ребенку, как с помощью губки можно переносить воду из одной посуды в другую.

Предложить попробовать самому сделать то же самое.

(Такой же опыт можно провести со шприцом, резиновой грушей).

«Сквозь сито, воронку»

Поставить перед ребенком тазик с водой.

Пусть ребёнок  льет  воду из стакана в сито.

Объяснить ему, почему вода протекает сквозь сито.

Учите ребёнка  делать простейшие выводы из увиденного опыта.


«Водичка разная: жёлтая и красная»

Окрашивание воды не менее интересное занятие для детей раннего возраста. Сначала дети учатся окрашивать водичку при помощи гуаши и кисточки. Затем используется другой способ: наливается в бутылочки прозрачная вода, предлагается ребёнку закрыть их крышками и потрясти. Вот уже прозрачная вода становиться цветной. Ребята рассматривают с большим удивлением цвет воды в своей бутылочке и у других детей.


«Тонет - не тонет»

Любимый опыт детей «Тонет — не тонет».

Дети осваивают такие понятия, как лёгкий и тяжёлый.  Опускаем в ёмкость с водой различные предметы: камешки, мячик, шишки, машинки, ложки и наблюдаем за тем, что с ними происходит.

Доставайте  предметы из воды (вместе с ребёнком) и раскладывайте их по разным ведеркам — в одно, все, что не утонуло, в другое — то, что оказалось на дне.

Родители подводят   к  выводу, что лёгкие предметы не тонут, а тяжёлые - тонут.


«Цветы открывают лепестки» 

Очень интересный эксперимент с бумажными цветами. Из цветной бумаги вырезаются  цветы (разного цвета, размера) с длинными  лепестками. Ребёнок  выбирает  по желанию  цветочки  определённого  размера и  цвета,

сворачивает лепестки к середине цветка и опускает в ёмкость с водой. Большой восторг вызывает процесс открывания лепестков.



«Растения пьют воду»

Поставьте букет цветов в подкрашенную воду. Через некоторое время стебли цветов также окрасятся.

Вывод: растения пьют воду.

Правила при работе с водой:


  • Коль с водой имеем дело,


Рукава засучим смело.


  • Пролил воду — не беда:


Тряпка под рукой всегда.


  • Фартук — друг: он нам помог,


И никто здесь не промок.


Правила при окончании работы:


  • Ты работу завершил?


Все на место положил?


«Фокусы на кухне»

С лимоном.


Понадобятся:


  • Стакан с водой.
  • Лимон.


Кладем лимон в воду – плавает на поверхности. Очищаем от кожуры и вновь кладем в воду – лимон стремительно погружается на дно.


С яйцом.


Понадобиться:


  • Сырое яйцо.
  • Стакан с водой.
  • Соль.


Положите сначала  яйцо в стакан с чистой водой – яйцо опуститься на дно.

Выньте яйцо и растворите в нём соль.

Опустите яйцо обратно – яйцо будет плавать на поверхности.

"Что рассказать детям о Космосе"

Человечество не останется вечно на земле,

но, в погоне за светом и пространством,

сначала робко проникнет за пределы

атмосферы, а затем завоюет себе всё

околосолнечное пространство.

К. Циолковский.


Дошкольный возраст – это замечательное время и для детей и для родителей, в этот период малыш активно познает мир, интересуется всем на свете, открывает для себя новые истины. Мы так привыкли к тому, что нас окружает, и часто не замечаем, какие чудеса происходят вокруг нас каждый день. Поэтому перед нами взрослыми стоит огромная задача, как можно больше времени уделять общению с ребенком, рассказывать ему обо всем, о чём он спросит. Детские вопросы дают нам взрослым шанс освежить в памяти, то, что уже забылось, вернуться в детство и посмотреть на мир глазами детей.

Развивать познавательный интерес ребенка нужно как можно раньше в дошкольном детстве, потому, что, чем больше знает маленький человек, тем легче ему будет в жизни, тем быстрее он найдет место в нашем интересном и прекрасном мире.

Космос - это загадочный мир звезд, планет, и других объектов. Малыши с детства видят, что день сменяется ночью. На небе днем светит солнце, а ночью - луна. И небо усыпано множеством звезд. Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он станет потом ученым или космонавтом, и вы будете им гордиться.

Что можно рассказать детям о космосе?

Рассказываем детям о звездах. Посмотрите вечером на небо. Сколько красивых звездочек. Они нам кажутся маленькими, сверкающими точками. А на самом деле звезды - это огромные раскаленные газовые шары. Звезды бывают маленькие, большие и гигантские. Самые яркие звезды, которые можно увидеть на ночном небе, это - Сириус и Полярная звезда. Солнце - это тоже звезда, самая главная, хотя и не очень большая. От Солнца зависит жизнь на нашей планете. Расскажите детям, что звезды кажутся нам маленькими, потому что они от нас далеко. Можно взять для примера фонарик, зажечь его, поднести поближе к ребенку, а потом отойти. Свет от фонарика становится меньше. Так и звезды. Чем дальше от нас, тем кажутся меньше. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Если сравнивать нашу Землю с Солнцем, то можно показать детям на примере горошины и арбуза. Так примерно наша Земля выглядит по сравнению к Солнцу. Из-за Солнца днем мы не можем увидеть звезды. Предложите ребенку стать главным Звездочетом, которому будет поручено сосчитать все звезды. В темной комнате направьте свет от фонарика на свободную стену, включайте и выключайте его. Луч можно направлять в разные стороны, сияние звезды может длиться долго, или она погаснет быстро. Эта игра разовьет у него внимание, а также способность к быстрому переключению

внимания, совершенствует навыки счета.

Расскажите детям о луне. Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая. Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками - кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если смотреть на Луну в бинокль или телескоп, можно увидеть неровности ее рельефа.

Расскажите детям о планетах. Вокруг Солнца вращаются 9 планет, а также астероиды и кометы. Наша Земля среди других планет на 3 месте. Все планеты вращаются вокруг Солнца и все меньше Солнца. Самая большая планета Юпитер. А Сатурн очень интересная планета. У нее есть кольца огромных размеров. У комет есть длинный хвост, который состоит из пыли и газа. Иногда кометы можно увидеть. Мы все живем на планете Земля. Это единственная планета, где есть суша и вода. Земля из космоса кажется нам голубой. Как запомнить планеты солнечной системы? В этом поможет стишок:

По порядку все планеты назовёт любой из нас.

Раз — Меркурий, два — Венера,

Три — Земля, четыре — Марс.

Пять — Юпитер, шесть — Сатурн,

Семь — Уран, за ним — Нептун.

Он восьмым идёт по счёту.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

Дети должны знать историю российского праздника – 12 апреля «День Космонавтики». Дату первого полёта в космос, о первом космонавте Юрии Алексеевиче Гагарине, о героических покорителях космических просторов.

Совсем скоро 12 апреля, мы будем отмечать День космонавтики. 12 апреля 1961 года впервые огромная ракета с первым космонавтом на борту – Юрием Гагариным вознеслась в небо. Давайте попробуем рассказать детям о космонавтах и космосе доступным и простым языком. Итак, первым космонавтом, который поднялся в небо – был Юрий Гагарин. И случилось это 12 апреля 1961 года. С тех пор мы каждый год в этот день отмечаем День космонавтики. А как же он улетел в космос? Полетел Юрий Гагарин в космос на ракете. Давайте покажем детям на простом примере, как летит ракета в космос.

Надуйте воздушный шарик и зажмите отверстие пальцами. А потом разожмите пальцы, и ваш шарик резко вырвется вверх. Это происходит потому, что воздух выходит из шара. А когда воздух закончится, то шарик упадет. Наш шар летел как ракета – он двигался вперед, пока в нем был воздух. Вот примерно по такому принципу и ракета летит в космос. Только вместо воздуха у нее горючее. При горении горючее превращается в газ и вырывается назад пламенем.

Предложите ребенку вместе с вами выложить изображение ракеты из счетных палочек, спичек или геометрических фигур. Можно сделать ракету из бумаги, а потом подуть и запустить её.

Наверно, многие дети уже знают кто такой робот. Так вот, в космосе часто работают роботы. Только похожи они не на человечков, а на загадочные металлические машины, опутанные проводами и датчиками. Такие роботы помогают людям исследовать планеты. Например, роботы смогли взять с Луны горсть земли и доставить ее на Землю для исследования. Вскоре на Луну были запущены роботы-луноходы, которые ездили по поверхности Луны и передавали данные на Землю. А сейчас вокруг нашей Земли летают сотни роботов-спутников. Они передают на землю информацию о погоде, следят за движением судов в океане. Все ребята любят смотреть телевизор и болтать по телефону. А ведь это именно спутники передают наши телефонные разговоры и передачи телевидения. Как? Вы можете увидеть на крышах домов огромные тарелки - это антенны, которые принимаю сигналы со спутника и передают их в аппарат и в телевизор.

Для обогащения и расширения представлений и знаний о космосе рекомендуем прочитать детям: П. Клушанцев «О чем рассказал телескоп», Б. Бороздин «Первый в космосе», В. Кащенко «Найди созвездия», К. Булычев «Тайна третей планеты», Н. Носов «Незнайка на луне» (главы из сказки).

Для обогащения лексико-грамматического строя речи советуем поиграть в игру: «Доскажи словечко».

На корабле воздушном,

Космическом, послушном,

Мы, обгоняя ветер,

Несёмся на … (ракете).

Планета голубая,

Любимая, родная,

Она твоя, она моя,

И называется … (Земля).

Есть специальная труба,

В ней Вселенная видна,

Видят звёзд калейдоскоп

Астрономы в … (телескоп).

Посчитать совсем не просто

Ночью в тёмном небе звёзды.

Знает все наперечёт

Звёзды в небе … (звездочёт).

Самый первый в Космосе

Летел с огромной скоростью

Отважный русский парень

Наш космонавт … (Гагарин).

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт … (луна).

У ракеты есть водитель,

Невесомости любитель.

По-английски: «астронавт»,

А по-русски … (космонавт).

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам, в общем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Рассказывая детям о космосе, не ленитесь подбирать интересный материал, после таких бесед ребенку будет интересно все, что происходит в космическом пространстве, и даже когда он повзрослеет, глядя на вечернее или ночное небо, вспомнит ваши беседы и радостно улыбнётся.

«Детям о космосе»

12 апреля в нашей стране отмечается День космонавтики. В этот день в 1961 году нашу планету потрясла замечательная новость: »Человек в космосе!» А ведь как много людей мечтали о полете в космос, и вот мечта сбылась. Апрельским утром на корабле »Восток-1» первый космонавт Юрий Алексеевич Гагарин совершил полет в космос. Ровно 108 минут длился полет вокруг Земли.

Звездное небо всегда привлекало взоры людей, манило своей неизвестностью. Люди мечтали узнать о космосе как можно больше. Так началось время космических ракет, спутников, луноходов.

Дорогие родители, предлагаю вам рассказать детям о космосе и космонавтах!

Можно почитать с детьми книги о космосе, показать картинки, рассмотреть глобус звездного неба. Можно поиграть с детьми в игры на космическую тему, прочитать и выучить стихи о космосе, отгадать интересные загадки.

Наша Земля — это огромный шар, на котором есть моря, реки, горы, пустыни и леса. А также живут люди. Наша Земля и все, что ее окружает называется Вселенной, или космос. Кроме нашей голубой планеты есть и другие, а также звезды. Звезды — это огромные светящиеся шары. Солнце — тоже звезда. Оно расположено близко к Земле, поэтому  мы его видим и ощущаем его тепло.

Звезды мы видим только ночью, а днем Солнце их затмевает. Есть звезды даже больше Солнца

Кроме Земли в солнечной системе есть еще 8 планет, у каждой планеты свой путь, который называется орбитой. Прочитайте стихотворение про 8 планет:

По порядку все планеты

Назовет любой из нас:

Раз — Меркурий,

Два — Венера,

Три — Земля,

Четыре — Марс.

Пять — Юпитер,

Шесть -Сатурн,

Семь — Уран,

За ним -Нептун.

Он восьмым идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

А вы знаете, что Юпитер — самая большая планета. Если представить ее в виде большого мяча, то по сравнению с ним Плутон будет выглядеть маленьким горошком.

 Все планеты можно вылепить в совместной деятельности  из пластилина или нарисовать их, а также попробуйте  вырезать их из бумаги и прикрепите дома к светильнику.

Детям о космосе

Астрономы 

Детям будет интересно узнать, что ученые, которые наблюдают за звездами и изучают их, называются астрономами.

Давным-давно люди не знали ничего о космосе, о звездах и думали, что небо — это колпак, который накрывает Землю, а звезды к нему крепятся. Древние люди думали, что Земля неподвижна, а Солнце и Луна вращаются вокруг нее.

Спустя много лет астроном Николай Коперник доказал, что Земля и другие планеты вращаются вокруг Солнца. Ньютон понял, почему планеты вращаются вокруг Солнца и не падают. Они все летят вокруг Солнца по своему пути.

Так ученые шаг за шагом открывали тайны космоса. И как здорово, что в средние века изобрели телескоп, и ученые смогли наблюдать за звездами.

В космосе до сих пор еще много загадок, так что астрономам хватит работы надолго.

Животные-космонавтыДетям о космосе и космонавтах

В самом начале, чтобы узнать, с чем человечеству придется столкнуться в космосе, ученые отправляли на "разведку" разных животных. Это были собаки, кролики, мыши, даже микробы.

Собаки более умные животные, по сравнению с мышами, но оказывается не все собаки подходили для испытаний. Породистые собаки очень нежные, в космос они не годились. Собак отбирали по размеру, проводили с ними тренировки, пришлось приучать их к шуму, тряске. Больше всех подошли обычные дворняги.Детям о космосе и космонавтах

Первая собака Лайка в 1957 году была отправлена в космос. За ней наблюдали, но на Землю она не вернулась.

Потом летали в космос Белка и Стрелка. В 1960 году 19 августа их запустили в космос на прототипе космического корабля "Восток". Они пробыли в космосе более суток и благополучно вернулись обратно. Так ученые доказали, что полет в космос возможен.


Про космонавтов для детей

Космонавт — это человек, который испытывает космическую технику и работает в космосе. Сейчас космонавты есть во многих странах.

Первым космонавтом был Юрий Алексеевич Гагарин. 12 апреля 1961 года он совершил полет в космос на корабле »Восток-1» и облетел Землю за 1 час 48 минут. Вернулся назад живым и здоровым.

Родился Юрий Гагарин 9 марта 1934 года в селе Клушино Гжатского района Смоленской области в обычной семье колхозника. Рос обычным ребенком. В юности увлекался занятиями в аэроклубе. После училища стал летчиком. В 1959 году был зачислен в группу кандидатов в космонавты. И за свой первый полет в космос был удостоен звания Героя Советского Союза и награжден орденом Ленина.


Детям о космосе и космонавтах

     Юрий Гагарин всегда останется в нашей памяти как первый космонавт. Его именем названы города, улицы, проспекты. На Луне есть кратер, названный его именем , а также малая планета.

    Космонавты — мужественные люди, они много тренируются, должны много знать и уметь, чтобы управлять космическим кораблем.

Первый выход в космос был совершен Алексеем Леоновым в 1965 году.

А первой женщиной -космонавтом была Валентина Терешкова, которая совершила полет в космос в 1963 году. Она выдержала 48 оборотов вокруг Земли, провела почти трое суток в космосе, делала фотографии, которые использовались для изучения аэрозольных слоев атмосферы.Детям о космосе и космонавтах


Чтобы летать в космос, нужно много и хорошо учиться, быть выдержанным, терпеливым, выносливым.

Луна

Дети всегда с интересом рассматривают Луну на небе. Она такая разная: то в виде серпика, то большая, круглая.

Ребенку интересно будет узнать, что находится на Луне. Можно рассказать, что Луна покрыта воронками-кратерами, которые возникают из-за столкновений с астероидами. Если  смотреть на Луну в бинокль, можно увидеть неровности ее рельефа.

Наблюдения за звездами с детьми

С детками нужно наблюдать за звездным небом. Не поленитесь вечером выйти на улицу и полюбоваться звездами. Покажите ребенку некоторые созвездия, попробуйте вместе отыскать большую Медведицу. Расскажите, что древние люди вглядывались в ночное небо, мысленно соединяли звезды , рисовали животных, людей, предметы, мифологических героев. Найдите карту звездного неба и покажите малышу, как выглядят созвездия, а потом вместе отыщите их на небе. Это развивает наблюдательность, память .

Вообще было бы здорово сводить ребенка в планетарий. Ребенок узнает много интересного из рассказа о звездах, планетах.

Тема космоса содержит массу идей для рисунков, поделок. Можно рисовать, лепить космонавтов, инопланетян, Луну. Придумывать новые названия звездам и планетам. Вообщем, проявляйте фантазию, тема космоса безгранична и интересна детям.

Игры с детьми 

Игра »Что возьмем с собою в космос».

Разложить перед детьми рисунки и предложить выбрать то, что можно взять с собой на космический корабль. Это могут быть следующие рисунки-картинки: книга, блокнот, скафандр, яблоко, конфета, тюбик с манной кашей, будильник, колбаса.

Игра »Космический словарь»
поможет детям пополнить свой словарный запас словами, связанными с темой космоса. Можно играть нескольким детям и устроить соревнование, кто больше назовет слов, связанных с космосом. Например: спутник, ракета, инопланетянин, планеты, Луна, Земля, космонавт, скафандр и т. д.

      Рассказывайте своим детям о космосе, космонавтах, учите названия планет, рассматривайте звездное небо. Пусть ребенок растет любопытным, а вдруг он тоже станет потом ученым или космонавтом и вы будете им гордиться.

«Мы идем в Цирк»

     "Наконец-то малыш подрос и готов к походу в цирк!" – решили вы, купили билеты в цирк для детей, в ближайшие выходные пришли в цирк и с радостью ждете начала представления. Как вдруг с первых же громких фанфар ребенок пугается и начинает безутешно рыдать. Не помогают никакие уговоры, и вы понимаете, что нужно ехать домой. В чем же дело? Возраст и подготовка

Готовность к посещению цирков, театров и музеев у каждого ребенкасвоя. Один малыш знакомится с цирком в 1,5 года, - его приводят в шумное незнакомое помещение и ничего, он адекватно реагирует на происходящее, радуется и хлопает ладоши. Родители думают: это ненадолго, скоро он устанет от обилия новой информации, но ничего подобного, после антракта ребенок с удовольствием продолжает просмотр. Другой и в 4 года может испуганно

держаться за мамину руку и пугаться выбегающих на арену тигров. В чем же здесь дело? Конечно, реакция зависит в первую очередь от особенностей характера самого малыша, но не менее важно помочь ему подготовиться к встрече, а не просто купить билет в детский цирк и привести за руку.

      В каком возрасте ребенок готов познакомиться с цирком, родители  должны почувствовать самостоятельно, но все же самое подходящее время - это чуть более двух лет, хотя, конечно исключения из правил бывают. В два года малышу уже можно многое объяснить, а самое главное - он готов к восприятию цирка в силу психологического и физиологического развития.

С какого возраста вести ребенка в цирк? Четкого определения возрастных границ для похода в цирк вам не даст ни один психолог.

      Ориентируйтесь на собственную интуицию - никто не понимает особенностей поведения малыша лучше родителей. Вы знаете, его характер, темперамент, способности и интересы. Знаете, чем его можно отвлечь и увлечь. Если у вас смелый, общительный и уверенный в себе карапуз - скорее всего он с интересом воспримет незнакомую обстановку, животных, громкую музыку и обилие людей. Конечно, проще будет с пятилетним ребенком - у него более

разнообразный жизненный опыт. Он знает, что можно ожидать от мужчины переодетого в яркий костюм клоуна или дрессированного мишки. Но в любом возрасте желательно провести подготовительные мероприятия перед первым походом в цирк.

         До посещения цирка сходите сначала в зоопарк. Посмотрите, как ребенок реагирует на разных животных. Особенно на тех, кого можно встретить на подмостках цирка. Если он испугается медведя или слона в зоопарке, вы ни за что не уговорите его в закрытом помещении посмотреть на то, как "слоник танцует". В детском воображении эта картина будет еще более

устрашающей. Главное правило для родителей - реагировать на все с улыбкой. Дети всегда смотрят на нашу реакцию: я упал, ударился, а как на это реагирует мама? Она улыбается - значит не страшно. И так во всем. Приготовьтесь заранее к тому, что зоопарк вам придется посетить не один и не два раза. Здесь можно гулять хоть каждый день, начиная с грудного возраста. Малыш быстрее привыкнет к различным животным, начнет узнавать их повадки и, может быть,

у него появятся любимцы. А когда вы придете в цирк, он с радостью встретит там "старых знакомых".

          Расскажите о том, чем дикие животные отличаются от таких же "артистов" в цирке, что с ними специально занимается дрессировщик, и они его слушаются. Малыш должен усвоить, что животные не будут выбегать за пределы арены и их не стоит бояться. В раннем возрасте дети абсолютно доверяют взрослым, поэтому обязательно поверят вам. Главное, радуйтесь и

веселитесь вместе с ребенком, и тогда у него сложится благоприятное печатление от увиденного.

Если есть возможность, посетите цирк-шапито. Эта маленькая и точная копия большого цирка поможет сформировать у ребенка представление о предстоящем шоу. Чтобы проверить реакцию малыша на клоунов - сходите в "Театр Клоунады Терезы Дуровой" или на выступление небольшого клоунского коллектива. Посмотрите видеокассету с цирковым представлением. Обсудите вместе с малышом, что ему понравилось, что оказалось не понято или испугало его -

"проработайте" эти моменты. Начинайте подготовительные беседы за несколько недель до

предстоящего похода, читайте стихи и рассказы о цирке. В цирк с ребенком: покупка билетов

Билеты в первый ряд для первого посещения противопоказаны! Во-первых, ребенок может испугаться такой близости цирковых артистов, а во-вторых, не увидит картины всего представления. Поэтому выбирайте ряд так, чтобы взгляд малыша мог охватить всю арену и без особых усилий следил за выступлением акробатов под куполом.

           Заранее изучите план расположения мест. Скорее всего, наиболее оптимальными будут ряды с шестого до десятого, - выше не нужно. Можно взять билеты на те места, которые располагаются напротив оркестра и выхода артистов - тогда малыш увидит, как начинается выступление, как на арену выводят животных. Для первого раза подберите места поближе к выходу - может случиться так, что вам придется несколько раз выходить во время представления. В этом случае вы никому не помешаете, и сами не будете испытывать неловкость. И еще один немаловажный фактор удачного похода в цирк - время представления. Детям дошкольного возраста лучше покупать билеты на утренние сеансы. Обычно они начинаются в 12 часов, и длятся 3 часа с перерывом.

      Рассчитайте так, чтобы вы смогли вернуться домой к обеду и

дневному сну ребенка. Даже если режим дня сдвинулся, все равно положите малыша в постель, хотя бы на часок, чтобы к вечеру он не пере возбудился. Можете купить билеты на вечернее представление в цирке. После обеда и дневного сна восприятие ребенка будет более интенсивным, а новые впечатления и восторг успокоит мирная беседа с мамой перед сном.

Как одеться и что взять с собой в цирк.   Конечно поход в цирк - это праздник. Выбирайте наряд вместе с малышом, пусть самостоятельно принятое решение в этом вопросе поможет

ему почувствовать значимость предстоящего события. В помещении цирка достаточно тепло, не нужно одевать дополнительные теплые вещи. Обстановка не знакомая, поэтому даже если ребенок давно привык проситься в туалет, во время представления он может засмотреться и не предупредить вас о своей потребности. Возьмите запасную одежду, а перед представлением

посетите туалет или оденьте подгузник.  Во время антракта малыш наверняка проголодается, а очереди в буфете всегда длинные. Поэтому лучше возьмите с собой привычную для него еду,

например, сок и печенье. Но покупок вам все равно не избежать: дети очень любят игрушки и различные аксессуары - все это будет в огромном количестве продаваться в фойе с лотков. Купите ребенку клоунский нос или уши на память о походе. С их помощью он сможет превратиться в настоящего клоуна и показать родным, что видел в цирке. Также в фойе можно сфотографироваться с клоунами или животными, но только в том случае если ребенок сам этого хочет. 

        Во всех цирках мира оркестр звучит громко и играет бравурную музыку. Это связано с тем, что под эти ритмы работают животные, и для них должны громко отбиваться музыкальные такты. Поэтому надо предупредить и подготовить ребенка к фанфарам и литаврам. Дома, когда вы вместе слушаете музыку, сделайте уровень звука громче обычного и скажите малышу, что вот

так же громко будет звучать музыка в цирке. Можно посетить концерт с оркестровой музыкой. В цирке не забудьте предупредить ребенка перед началом представления, что сейчас очень громко зазвучит музыка. Не нужно говорить: "не бойся", а то он насторожится, - если мама так говорит, значит, что-то может меня испугать. Можете получить обратный эффект. Так что, не программируйте его заранее на страх. Ведите себя уверенно и, глядя на ваше спокойствие, ребенок будет спокойно воспринимать происходящее на арене. Если все-таки малыш заплакал, сохраняйте самообладание и не срывайтесь. Будет только хуже, если вы начнете "шикать" и дергать его. Восстановить спокойствие не удастся и придется уйти. Встреча с животными.

          Если ребенок так и не привык к угрожающе большим размерам медведя или слона в зоопарке, то в цирке они тоже могут его напугать. Поинтересуйтесь заранее, каким номером программы эти животные выйдут на арену, и предложите своему крохе перед их выступлением выйти в холл съесть мороженое или еще за чем-нибудь. Узнайте заранее, с какими животными вы встретитесь во время представления. Если, например, малыш никогда не видел змею, покажите ее на картинке и расскажите, что в цирке он ее увидит живую, она совсем не страшная, а очень мудрая. При первом посещении цирка сюрпризов должно быть поменьше. Впечатлений и так хватит.        Сценарий представления. Обычно представление выстраивается по общему сценарию. Например, "Приключение Буратино". Играть главного героя в цирке может даже слон. На него наденут полосатый колпак и Буратино готов. Чтобы у ребенка сложилось верное представление об этом сказочном персонаже, прочтите ему эту сказку или перескажите в понятной для его возраста форме. Познакомьте его с главными героями, чтобы во время представления малыш сразу узнавал центральных персонажей. Догадаться о сюжете можно

по названию программы или, если вам оно ни о чем не говорит, расспросить о сценарии в кассах цирка. Например, в прошлом году в московском цирке на проспекте Вернадского представление называлось "Свадьба соек" и для детей совсем маленького возраста это зрелище было не понятным. Поэтому знакомство с сюжетом представления также важный момент при подготовке

похода в цирк. ажется, что самое серьезное испытание для ребенка в цирке, - это

толпы людей, громкая музыка и встреча с крупными животными, но клоуны, фокусники, акробаты и воздушные гимнасты могут также испугать малыша. О клоунах о наблюдениям родителей именно к клоунам дети привыкают сложнее и дольше всего.

          В раннем возрасте ребенка может напугать этот шумный и эгоцентричный человек. Малыш может не принять яркого несуразного костюма клоуна, и тем более его грим или маску. До похода в цирк покажите карапузу клоуна сначала на картинке, затем попробуйте издалека подойти к

нему на улице. Сейчас много городских праздников проводят с участием клоунов. Купите игрушку клоуна, расскажите ребенку, что клоуны - это самые веселые друзья. С ними можно баловаться и озорничать, кричать и даже делать то, что обычно родители запрещают. Клоуны - это те же дети, только большие.

           Если есть возможность, пригласите клоуна на день рождения, только заранее объясните артисту, что некоторые дети впервые увидят его. Попросите клоунагримироваться и перевоплощаться прямо на глазах у малышей. Тогда им будет легче принять его. Покажите, как вас смешат клоунады, шутки и фокусы, чтобы ребенок понимал - все, что делает клоун, он делает для того, чтобы всем было весело. Папа и мама могут (купив детский антиаллергенный грим для

лица) вместе с малышом придумать собственные клоунские маски. Об акробатах, фокусниках и воздушных гимнастах Как правило, этих цирковых артистов дети воспринимают с удовольствием и никаких страхов они не вызывают. Скорее наоборот, ребенокбудет заворожен манипуляциями фокусника и прыжками гимнастов под куполом цирка. Но на всякий случай проработайте и эту тему, чтобы не возникло неожиданных проблем. В первую очередь это касается фокусов

иллюзионистов. Их номера, как правило, сопровождаются специальными эффектами в виде дыма или фейерверка. По возможности предупредите об этом малыша, чтобы он не испугался.

Нужно помнить о том, что во время представления часто выключают свет, так что "проиграйте" дома и этот момент.

          Начните готовить ребенка как минимум за неделю до намеченного похода. Рассказывайте ему о цирке каждый день. Не забудьте "проработать" те особенности, о которых мы уже рассказали. Разъясните ему правила поведения в цирке: во время представления нельзя вставать с места и спускаться к арене; нельзя громко кричать, когда работают воздушные гимнасты и животные; нельзя есть; и обязательно нужно аплодировать артистам по окончании выступления - это для них самое важное. Но не перегружайте малыша правилами и запретами. В случае если он что-то и сделает не так, об этом можно будет поговорить в следующий раз. Мы в цирке!

          И вот настал долгожданный день. Лучше приехать заранее, до начала представления. Погуляйте в фойе, привыкнете к обстановке и атмосфере цирка. Посетите туалетную комнату. Когда войдете в зал, расскажите и покажите ребенку, откуда будут выходить артисты и где сидят музыканты. Во время представления смотрите не только на сцену, но и на своего малыша.

Следите за его реакцией, объясняйте и комментируйте все, что происходит. Не стесняйтесь окружающих, они вас поймут, тем более в цирке звучит громкая музыка, и вы никому не помешаете.

          Если малыш захотел сесть к вам на руки - пусть сядет, близость родного еловека поможет преодолеть ему страх и неудобства. Если, несмотря на подготовительные мероприятия, ребенок все же расплакался и отказался от просмотра, не заставляйте его сидеть и тем более не ругайте. Попробуйте выйти в фойе, предложите ему воды или чего-нибудь вкусного. Прогуляйтесь

на свежем воздухе и попробуйте еще раз зайти в зал. Если не получилось, не огорчайтесь сами, и не говорите ему, что он трус и т.д. Приободрите малыша и скажите, что артисты будут его ждать, несмотря на то, что он ушел. Они все понимают и знают, что сегодня у него не

получилось, и совсем не обижаются, а наоборот всегда будут рады встречи с

ним в другой раз.


"Детские истерики"

Детские истерики – это крайне неприятное явление, с которым сталкиваются все родители малышей в возрасте от года до трех лет, а иногда и старше. Возникновение детских истерик неизбежно, все дети проходят этот этап развития. Своими капризами и истериками ребенок пытается достичь желаемого или выразить свой гнев по поводу запретов или ограничений. Зачастую детские капризы и истерики совершенно необоснованны. Например, ребенок может устроить крик и плач, потому что ему не дали конфеты, которых в данный

момент в доме может и не быть. 

Детская истерика - это сильный эмоциональный всплеск, приступ, подкрепленный, как правило, негативными эмоциями: раздражением, гневом, отчаянием, агрессией. Детские истерики сопровождаются громким криком, плачем, ребенок выгибается назад (истерический мостик). В состоянии истерики ребенок слабо контролирует свою моторику, он может биться головой об стену или о пол и при этом практически не чувствовать боли. Что вызывает детскую истерику? Толчком к началу истерики для ребенка может послужить обычное родительское «нет». Это является для ребенка сильным эмоциональным раздражителем. Вообще собственно приступ истерики длится недолго. Чаще всего ребенок сознательно продолжает кричать и плакать, чтобы добиться от родителей своего. Припадки истерики могут испытывать все маленькие дети, но особенно подвержены им дети со слабой нервной системой, неврологическими нарушениями. Истерика может пройти бесследно, а может окончиться рвотой или одышкой, внезапной вялостью и усталостью ребенка. Если у Вашего малыша наблюдаются такие симптомы при истериках – это повод обратиться к невропатологу за консультацией. Нужно разграничить понятия «истерика» и «каприз». И то, и другое может сопровождаться падением на пол, криками и плачем. Но капризы носят обдуманный характер, малыш прибегает к ним преднамеренно, чтобы добиться своей цели. Как правило, капризы свойственны детям от двух лет. Истерики обычно носят непроизвольный характер, ребенок просто не может совладать с охватившими его эмоциями, поэтому его гнев и разочарование находят выход в неконтролируемых истерических приступах.

Взрослым нужно учитывать, что детская психика еще очень слабая, и в моменты приступов гнева ребенок не может контролировать свои эмоции. Помните, эти слезы искренние, ребенок не играет, он в отчаянии. Пусть его поведение не оправдано внешними причинами, но он находится в тяжелом эмоциональном состоянии и нуждается в вашей помощи. 

Как же себя вести, если детские истерики становятся явлением регулярным. Самое важное правило: если ребенок устроил истерику, нельзя выполнять то, чего он добивается. Если один раз в ответ на истерику мама разрешила взять вазу, которую брать «нельзя», можно со стопроцентной уверенностью сказать – истерика повторится не однажды. Если родители будут потакать ребенку в момент его истерических припадков, поверьте, очень быстро ребенок научится «истерить» в нужный момент, то есть капризничать. И тогда детская истерика станет излюбленным способом достижения желаемого. В момент истерики не нужно разговаривать с ребенком. Не уговаривайте его, не ругайте, не кричите – все это будет неэффективно, и даже может стать стимулом к продолжению истерики. Но в то же время нельзя оставлять ребенка одного. Его отчаяние может усугубиться одиночеством. Будьте рядом, оставайтесь спокойными, постарайтесь переждать вспышку. После того, как пик страстей позади, возьмите ребенка на руки, пожалейте, успокойте.

Часто малыши не могут самостоятельно выйти из последней стадии истерики, для того, чтобы прекратить плакать, им нужна помощь мамы – не отказывайте ребенку в ласке, даже если он неправ. Ни в коем случае нельзя кричать на ребенка в момент истерики, а уж тем более шлепать. Эти меры только усугубят его состояние. К тому же, и крик и рукоприкладство являются способами проявления внимания, которого ребенок и добивается. Относитесь к истерикам спокойно, игнорируйте их, насколько это возможно. Но при этом не выходите из комнаты, а спокойно занимайтесь своими делами. Малыш очень быстро поймет, что его истерики не приносят ему желаемого внимания, а значит, незачем тратить на них свои силы.

Правила для родителей, желающих избежать истерики.

Ребенок постоянно учится управлять своим поведением, эмоциями и импульсами. Иногда способность сохранять самообладание утрачивается, что может привести к истерике. Психологи утверждают, что нет ни одного волшебного способа устранить истерику, но есть много приемов, которые могут помочь, и задача родителей найти тот прием или приемы, которые подходят именно их ребенку. Приручить истерику можно такими нехитрыми способами:

Игра «без правил». Убедитесь, что ребенок имеет достаточно свободного времени, во время которого он может играть, не заботясь о беспорядке вокруг, не отвлекаясь от игрового действия. Приберегите «строгие правила» для более серьезных случаев.

Отвлеките малыша. Прежде, чем истерика набрала обороты, попытайтесь переключить внимание ребенка на какой-то интересный объект: пейзаж, игрушку, книжку. Это учит ребенка тому, что он может переключать энергию и переходить к другим занятиям, если ему этого хочется. Если же истерика уже началась – переключение внимания вряд ли поможет. Попробуйте пошутить. Если истерика на подходе, но еще не началась, попробуйте разрядить ситуацию юмором. Но будьте осторожны: малыш должен знать, что вы шутите, а не высмеиваете его. «Я знаю, что ты чувствуешь».

Назовите эмоции, испытываемые ребенком: "я вижу, ты злишься” или "мне кажется, ты устала”. Стоит малышу научиться объяснять то, что он переживает, как главная причина капризов и истерик снимается сама собой. Своевременная помощь. Обычно разочарования могут подстерегать детей, если они берутся за дела и игры слишком сложные для их пока еще ограниченных способностей. Но тут могут вмешаться родители и облегчить своим чадам задачу, например, изменить траекторию машинки, чтобы она не врезалась в ножку кровати, помочь взобраться на детскую горку или открыть плотно закрытую крышку бутылки и т.п., правда, при этом не нужно пытаться все сделать за кроху, он должен быть уверен, что сам в состоянии справляться с трудностями и добиваться цели.

Игнорируйте требования. Истерики на людях заставляют некоторых родителей пойти на поводу у маленького скандалиста и дать ему то, что он хочет. Но этот способ чреват тем, что ребенок может повторить истерику в следующий раз в похожей ситуации. Обсудите истерику. После того, как ребенок успокоился, поговорите с ним о том, что его так расстроило. Однако не заостряйте внимание на действиях во время вспышки гнева. Вместо этого, обнимите его, расскажите, как сильно вы его любите, и о том, как приятно вам находиться с ним рядом, когда он спокоен. Это помогает ребенку задуматься над тем, как его поведение действует на окружающих. Не нужно забывать, что состоянием, способствующим детской истерике, является усталость. Старайтесь вовремя укладывать малыша и на дневной, и на ночной сон. Не допускайте переутомления. Если видите, что малыш уже утомился от подвижных игр, предложите ему почитать книжку, порисовать. Ребенок еще не умеет контролировать состояние усталости, и не может вовремя прекратить бегать и прыгать. Задача взрослых, следить за состоянием ребенка и не давать ему переутомляться. Период истерики начинается приблизительно с полутора лет и длится до четырех лет. Пиком капризности и упрямства считаются 2,5-3 года. Хотя мальчики упрямее девочек, девочки чаще капризничают. В кризисный период истерики могут случаться от пяти до двадцати раз в день, то есть почти по любому поводу. Помните, что истерики у детей – явление временное. И после четырех лет оно бесследно исчезает, так как ребенок уже в состоянии выразить свои чувства и эмоции. Поэтому наберитесь терпения и по мере взросления ребенка объясняйте, что истерика — бездейственный способ поведения. 

"В детский сад без слёз или как уберечь ребёнка от стресса"

Адаптация в детском саду: попытка или пытка? Подсознательно в нас укоренилось, что детский сад — это одна из ступенек счастливого детства. Но вот радостные ожидания от первых посещений сада сменяются озабоченностью: у ребёнка прогресс во всём достигнутом (в речи, навыках, умении, игре). Может заболел? У него и в самом деле насморк, а вчера была температура … Ему не мил детский сад, а малыш почти не узнаваем, словно его «подменили». Подменили не малыша, а жизнь и обстоятельства, что неизбежно. Организм и душа ребёнка — в состоянии между здоровьем и болезнью: вскоре ребёнок или в самом деле заболевает, если выраженность стресса велика, или снова становится самим собой, в случае легкой адаптации.


Чем спровоцирован стресс у ребёнка?


Не столько отрывом от значимых взрослых, и особенно матери, сколько несовершенством адаптационных механизмов ребёнка. Ведь, чтобы продержаться в незнакомой обстановке, малышу необходимо вести себя в детском саду не так, как дома. Но ребёнок не знает этой формы поведения и от того страдает, боясь, что сделает что-нибудь не так.


Степени адаптации: Легкая адаптация Средняя адаптация Тяжёлая адаптация Очень тяжёлая адаптации


Первый раз в детский сад … Заведите будильник с таким расчётом, чтобы было достаточно времени на все сборы и приготовления. Заранее продумайте, какой дорогой вы будете ходить или ездить в садик, сколько времени она занимает, и когда надо выходить из дома. Запомните, а лучше запишите все вопросы, которые хотите задать воспитателю, не забудьте напомнить ей, что вы оставляете в рюкзачке ребёнка его любимую игрушку или дорогую ему вещь.


Адаптация на новом месте может длиться одну-две недели, в зависимости от психики и характера ребёнка. Полная адаптация наступает где-то через 2-3 месяца. Стресс у малыша может выплеснуться в виде капризов, агрессии, мокрых штанишек, отказа от еды и сна, мнимой «потери» приобретённых навыков.


Что поможет справиться крохе с боязнью новой обстановки и  с разлукой с мамой?

Дайте с собой малышу его любимую игрушку. Психолог Т.Козак пишет: «Пусть игрушка ходит вместе с ним ежедневно и знакомится там с другими, расспрашивайте, что с игрушкой происходило в детском саду, кто с ней дружил, кто обижал, не было ли ей грустно. Таким образом, вы узнаете многое о том, как вашему малышу удаётся привыкнуть к садику».


Если у малыша разрывается сердце от расставания с вами, положите ему в кармашек вашу небольшую фотографию или дайте на прощание «кусочек себя» (например, ваш носовой платочек, который пахнет вашими духами, или что-нибудь в этом роде). Если ребёнку трудно расстаться с мамой, пусть на первых порах его отводит в садик папа или бабушки-дедушки. Если ваш ребёнок «впал в детство» (так называемый псевдо «регресс»), например, вернулся к соске или бутылочке с молоком, «разучился» что-то делать, не стыдите его и не впадайте в панику. Это временное состояние, которое помогает малышу расслабиться и успокоиться.


Ещё одно любопытное замечание психолога Н.Некрасовой: «Если ребёнок по дороге в сад начинает хныкать и замедлять шаги, не уговаривайте его (это только усилит внутреннее напряжение), а похвалите. Скажите, например: «Умница,  теперь я вижу, какой ты у меня большой и храбрый …» или » Какой ты молодец, а я вот на твоём месте, наверное, ревела бы, а ты смелый, знаешь, что в садик …» и т.д. Это тот случай, когда полезно заговаривать зубы. А главное, мамины слова придают ребёнку уверенность, ведь сильный человек (даже если речь о малыше) справится с трудностями».


Когда вы уходите — расставайтесь с ребёнком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребёнку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребёнка вызовут тревогу, что здесь с ним может что-то случиться, и он долго не будет вас отпускать. Не травите душу, наблюдая за площадкой из-за забора или подслушивания под дверью. Кстати, дети чаще всего быстро успокаиваются сразу после того, как мама исчезает из поля зрения.


Не совершайте ошибки и не делайте перерыв в посещении — неделька дома не  только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.


Постарайтесь спланировать своё время так, чтобы в первую неделю посещения детсада ребёнок не оставался там более двух-трёх часов. В семье в этот период необходимо создать спокойный и бесконфликтный климат для вашего малыша. Щадите его ослабленную нервную систему! Не реагируйте на его выходки и не наказывайте за капризы. Лучше на время отменить походы в кино, цирк, гости, сократить время просмотра телевизора. Постарайтесь в выходные дни соблюдать дома такой же режим, как в детском саду.


Поиграйте с ребёнком домашними игрушками в детский сад, где какая-то из них будет самим ребёнком. Понаблюдайте, что делает эта игрушка, что говорит, помогите вместе с малышом найти ей друзей и решайте проблемы вашего ребёнка через неё, ориентируя игру на положительные результаты.


Если ребёнок стал агрессивным, раздражительным, не ругайте его. Главное помнить, что всё это всё тот же малыш. Проводите с ним всё время, больше обнимайте его, лежите или сидите рядышком, пошепчите ему на ушко его любимую песенку.

"Здравствуй, детский сад!"

 Ребёнок должен быть твердо уверен, что детский сад не разрушит незримую связь между ним и его родителями. Достаточно придерживаться 10 правил, и вы никогда не увидите своего ребёнка в плохом настроении:

1. Расскажите о распорядке дня, правилах, попробуйте вставать, ложиться, принимать пищу и спать по режиму.

2. Научите общаться, получать удовольствие от пребывания в саду — пусть ребёнок сам становится инициатором игры и общения со сверстниками.

3. Садик — не наказание, а способ провести время. Донесите это до ребёнка и не позволяйте себе и родным позиционировать детский сад с отрицательной стороны.

4. Разговаривайте. Своим общением дома восполняйте время, проведенное в разлуке. Ребёнку нужно насытиться общением с мамой. По дороге домой или перед сном позвольте малышу выплеснуть эмоции и впечатления, он может выплакаться или просто посидеть, молча обнявшись.

5. Не переставайте ходить в садик, если ребёнок начал плакать — малыш быстро возьмет на вооружение, что истерика — это путь домой.

6. Каждый день общайтесь с воспитателем — это может быть пара фраз, но они помогут скорректировать поведение ребёнка или упростить его пребывание в саду, если, например, он не переносит лук или не пьёт молоко с пенкой.

7. Делайте акцент на положительных событиях в садике. Не любит спать — после сна прогулка или фотосессия/театр, хочет побыть дома — впереди праздник или вы разрешите взять с собой новые игрушки.

8. Подкупайте! Но не сладостями или игрушками, а обещаниями, которые обязательно нужно исполнить. Если малышу сложно приспособиться к садику, то он должен чётко знать, к чему эти жертвы. День без слёз — путешествие к бабушке в выходные. Не сидеть на стульчике и ждать маму, а активно играть — поездка в парк/зоопарк/кино с родителями.

9.  Расскажите крохе о том, что в детский сад ходят все детки, потому что мамам и папам нужно ходить на работу. И пока родители на работе, детишки занимаются и играют. Это ведь так здорово!

10.  Ни в коем случае не запугивайте ребёнка детским садом. Это неправильный подход. Ведь ребёнок поймет, что детский садик – место не хорошее, и капризы и страх только усилятся.


И самое главное — обнимайте, целуйте и любите своего ребёнка, дайте ему почувствовать, что временные расставания не ослабляют, а укрепляют любовь!


  • 1
  • 2